Интервью:
1. На Ваш взгляд – основная цель выставки.
Иванищева: К сожалению, в «Положении о проведении выставок в системе РКФ» ничего не сказано о целях и задачах проведения выставок. Но указано, какие титулы по красоте может присудить эксперт собаке на той или иной выставке. Поэтому, на мой взгляд, сертификатная выставка – это отбор лучших по красоте и показу собак различных пород. Это не отбор лучших собак для племенного использования, так как за несколько минут эксперт не в состоянии определить полностью качество собаки. Я имею в виду: провести измерения, тщательный осмотр всей собаки, её тела, шерсти. Эксперт не в состоянии полностью описать достоинства и недостатки сложения собаки, чтобы максимально помочь участию данного животного в племенной деятельности, 3-4 минуты не позволяют выполнить это качественно и в полном объеме.
2. Как эксперт оллраундер, как Вы считаете, насколько квалифицированным может быть судейство всех пород одним человеком?
Иванищева: Безусловно, эксперт-всепородник в нашей стране не в состоянии знать все породы собак, существующие в мире. Многие просто отсутствуют, некоторые породы представлены пока несколькими экземплярами. Но те породы, которые эксперт себе открыл для экспертизы, он просто обязан знать. Я имею в виду стандарт породы, её состояние в России, основные недостатки, присущие поголовью данной породы, за какие недостатки необходимо наказывать и что нужно поощрять. Это в идеале. Наша страна столь огромна, что одна и та же порода в различных регионах имеет различные достоинства и недостатки. Поэтому, выходя в ринг для проведения экспертизы, эксперт обязан познакомиться с состоянием породы в данном регионе, вспомнить стандарт (я имею в виду размеры собаки, прикус, основные элементы сложения, чтобы учесть при экспертизе то, о чем я указала выше). Самое главное для эксперта – это практика, постоянная работа в ринге и изучение состояния породы. Это эксперт должен делать постоянно. Никогда нельзя думать, что ты знаешь всё. Всё знать невозможно. Нужно учиться, учиться и учиться.
3. При судействе различных пород, на что первое Вы обращаете внимание? Что наиболее важно при оценке: голова, корпус или движения?
Иванищева: При первом знакомстве с собакой после небольшого осмотра её в движении и в стойке, я определяю, насколько она соответствует стандарту породы, насколько гармонична и сбалансированна, как хорошо выращена и подготовлена к показу в ринге.
Для меня важнее общая гармония и породность собаки в целом, а уже потом я обращаю внимание на отдельные стати сложения. Никогда, на мой взгляд, нельзя оценивать собаку только в стойке – обязательно нужно видеть её в движении, только при правильном движении собаки полностью раскрывается гармоничность её сложения, видны все её достоинства и недостатки.
4. Как Вы относитесь к неполнозубости и должно ли это влиять на оценку собаки и её титул?
Иванищева: К вопросу неполнозубости я отношусь так, как этого требует стандарт породы. Если в стандарте породы указано, что собака должна быть полнозубой, я не имею права что-то решать сама, а должна снижать оценку за отсутствие тех или иных зубов, согласно указанию стандарта, хотя мне иногда бывает обидно это делать, так как встречаются иногда великолепные по сложению экземпляры, но я вынуждена им снижать оценку за отсутствие тех или иных зубов... Я могу только сожалеть. В тех случаях, когда стандартом не предусмотрен полный комплект зубов (об этом нет указаний), я принимаю решение также в зависимости от количества отсутствующих зубов, а также в зависимости от того, каких именно зубов нет и у какой породы – рабочей или просто любимца семьи.
5. Как Вы относитесь к выставочному грумингу и искусственным средствам подготовки собаки к выставке, особенно у длинношерстных пород?
Иванищева: К выставочному грумингу (подготовке шерсти) я отношусь положительно. Ведь груминг – это не только косметика, но и чистота шерсти, определенное её состояние по размеру у многих пород. Собака выглядит аккуратной, чистой, её приятно трогать. А ведь у многих (как, правило, английских пород) до сих пор имеется указание в стандарте не только о купировании хвостов, но и о специальной подготовке шерсти с использованием косметических средств... Другое дело – это породы, у которых в настоящее время нельзя применять косметику и нарушать естественное состояние шерсти. Я и веду себя соответственно по отношению к тем и другим.
Но мне всегда приятнее общаться с чистой, аккуратно подготовленной и хорошо показанной собакой, чем с собакой в грязной, нерасчёсанной шерсти.
6. Насколько важен такой фактор как хэндлинг – умение показывать собаку в ринге?
Иванищева: Хэндлинг – очень важен во время экспертизы хотя бы потому, что умело показанная собака имеет больше возможностей лучше себя показать и соответственно получить более высокий результат. Самое главное – грамотный хэндлер разумно использует отпущенные ему 3 минуты, быстро и квалифицированно продемонстрировав прикус и зубы, осмотр собаки в стойке и в движении, обеспечивая животному больше времени для осмотра его в движении и для ощупывания в стойке. Я считаю, что хэндлингу необходимо учить детей и взрослых на специальных курсах постоянно. Умение показать собаку – важнейший фактор осуществления культурной экспертизы.
7. Какими критериями Вы руководствуетесь, когда судите Бэст ин Шоу, т.е. выбираете лучшую собаку выставки из разных пород?
Иванищева: Этот вопрос всегда очень многих интересует, и даже экспертов, которые пока ещё не выполняют эту функцию во время выставки.
Безусловно, выбирать лучшую собаку сначала группы, а потом и всей выставки может только очень квалифицированный эксперт, хорошо разбирающийся и знающий многие породы. Это первое и важное условие. Когда мне приходится выбирать лучшую собаку выставки, я так же, как и в ринге решаю, насколько породна, хорошо сложена и показана собака-победитель той или иной группы. Ведь вообще-то собак идеального сложения немного. У каждой собаки имеются какие-то недостатки: или сложения, или показа, или подготовки шерсти. Поэтому в лидеры выходят те собаки, у которых их меньше, ну а иногда приходится выбирать из практически одинаковых собак, тогда решает вкус эксперта и желание поощрить ту или иную породу. Большое значение для меня имеет и показ собаки.
8. По Вашему мнению, имеет ли эксперт моральное право судить своих собственных собак и собак своего питомника?
Иванищева: Ответ для меня однозначный – собственных собак эксперт судить не имеет право.
Относительно собак своего питомника у меня мнение другое. Ведь щенки продаются в возрасте 45 дней. Иногда эксперт больше не видел своего щенка, пока случайно не встретился и даже не узнал его в ринге. Если эксперт не выбирает его лучшим, тогда никто «не возникает». А если эта собака действительно лучшая на данной выставке, но она из питомника данного эксперта – тогда это некоторым не нравится. И если запретить экспертам заниматься разведением, то что же это будет за эксперт, который может оценивать поголовье собак, не зная как его разводить, на что необходимо обращать внимание во время экспертизы, что передаётся по наследству, а что нет. Тогда вопрос нужно поставить такой – имеет ли эксперт право иметь питомник. Я считаю, что не только имеет, но и обязан. Это моё мнение. Ведь в данном заданном вопросе однозначно речь идет только об одном – доверяете ли вы данному эксперту или нет. Доверяете – выставляете свою собаку. А не доверяете – не выставляете. Не доверять всем – просто абсурд.
9. Как часто Вам приходится давать титулы собакам, которые представлены на выставке одним экземпляром? На Ваш взгляд, насколько правомерен такой титул, который собака получает без сравнения с другими представителями, особенно если это касается редких пород, о которых в нашей стране мало что известно?
Иванищева: Очень интересный вопрос – он меня раньше так же беспокоил, как и вас сейчас. Но опять всё решает квалификация эксперта. В ринге эксперту приходится решать вопрос качества и титула собаки, поэтому он просто обязан подготовиться, больше узнать об этой породе, просмотреть литературу, воспользоваться интернетом, видео, иногда пообщаться с коллегами, которым уже приходилось проводить экспертизу этой породы. Я всегда стараюсь при любой возможности посетить международные выставки и в России и за рубежом, чтобы увидеть своими глазами новую породу и как эксперт её оценивает.
Очень интересный опыт знакомства с новыми породами в Финляндии. Там после приобретения финном представителя новой породы проходит собрание экспертов, желающих познакомиться с ней. На этой встрече показывают собаку в стойке и в движении, кратко рассказывают о ней по стандарту, затем отвечают на вопросы. И после этого часть экспертов начинает проводить экспертизу данной породы. Как правило, когда поголовье достигнет определенного уровня, обязательно приглашается эксперт-породник для проведения тщательной экспертизы. Я считаю, что такая работа себя оправдывает. В нашей стране, где практически не проводится никакой работы с экспертами по повышению их квалификации, кроме нескольких стажировок, такая практика была бы приемлема, хотя бы на региональном уровне. Но раз этого нет, я решаю эти вопросы самостоятельно теми методами, о которых я сказала выше.
Да, только единственный представитель породы, пришедший на выставку, может стать лучшей собакой, если он этого достоин. Опять же решает этот вопрос эксперт и только он в зависимости от своих знаний и квалификации. Ведь нельзя наказывать блестящую собаку лишением титулов и наград только за то, что больше никто не записался на данную выставку. Опять же повторяюсь – все решает квалификация эксперта.
10. Дают ли титулы собаки безусловное право на её разведение или для этого нужны ещё какие-то параметры?
Иванищева: Постараюсь несколько шире ответить на этот вопрос.
Вы задаете вопрос «о разведении». Тогда все ясно и понятно. Ведь разведением занимаются подготовленные к этому заводчики через свои питомники или клубы. А для них титулы зачастую не играют такой важной роли, как для владельца собаки. Подбирая пары, заводчик ставит перед собой определенные задачи, из которых главнейшая – улучшение поголовья. И кто, кроме заводчика, лучше знает, каков фенотип и зачастую генотип тех или иных линий его любимой породы, какие недостатки сложения необходимо убрать из разведения и какие положительные качества нужно закрепить. В этом смысл разведения. Титул не столь важен – важно сложение собаки и её происхождение. Хотя, естественно великолепно, если экстерьер собаки столь же хорош, как и её генотип. Тогда – это титулованная собака.
Теперь о праве владельца собаки на участие в племенной деятельности. Естественно, получив положительную оценку экстерьера, и, быть может, титул, собака получает право участия в племенной деятельности, но только в том случае, если заводчик сочтёт необходимым привлечь эту собаку к разведению.
Зачастую владельцы собак (молодые по стажу жизни в собаководстве) считают просто необходимым повязать свою собаку после получения ею положительной оценки с кем угодно и побыстрее. Это – не разведение, а размножение, с чем необходимо бороться серьёзно и всегда. Так как безграмотное соединение собак одной породы с целью получения щенков ничего, зачастую, кроме вреда, породе не приносит. Такие собаки потом становятся проблемой эксперта в ринге. А главное, страдают их владельцы, которые не понимают, почему их собака кому-то не очень нравится, ведь её родители такие титулованные.
Коротко отвечая на этот вопрос, повторюсь – если делом разведения занимается специалист – оно в надежных руках. И очень хотелось бы, чтобы слово «разведение» не заменялось рыночным словом «размножение».
11. По Вашему мнению, в какой степени зависит качество поголовья собак в нашей стране от уровня экспертизы?
Иванищева: Напрямую. Только качественная экспертиза повышает уровень поголовья собак.
За небольшие годы, прошедшие после вступления России в FCI, необычайно возрос уровень поголовья многих пород собак в России. Это отмечают многие специалисты мира. Выросло поголовье и качество многих ранее малоизвестных пород. Усилиями российских экспертов и заводчиков мы стали лидерами в некоторых породах и щенков стали покупать в России. А ведь ещё недавно мы только приобретали щенков везде, где можно. И самое, пожалуй, приятное – это когда я слышу от экспонентов, что «лучше бы пригласили для экспертизы наших судей, чем зарубежных». Часто на монопородных выставках оценивают поголовье собак российские эксперты. И это отлично. Хотя бывают и проколы. Но опять повторюсь – все зависит от квалификации эксперта.
12. Насколько важны выставки в развитии породы и какие именно (ранг выставки или её специализация – монопородные)?
Иванищева: Для меня более важный титул собаки – «Чемпион Национального клуба», чем даже «Интернациональный Чемпион». Постараюсь объяснить свою позицию. Как правило, на монопородных выставках работают квалифицированные, хорошо знающие породу эксперты и их выбор лучшей собаки при серьезной конкуренции более закономерен.
Монопородная выставка в большей степени племенное мероприятие, так как эксперт имеет возможность при более тщательной и не столь жесткой по времени экспертизе сделать правильный выбор. Я – за монопородные выставки при грамотном эксперте. Вот когда молодые эксперты могут стажироваться и учиться породе, её особенностям и отличиям от других. На монопородной выставке видно состояние породы на текущий момент, её недостатки, решённые вопросы, работа заводчиков, уровень поголовья и многие другие моменты.
Если сертификатная выставка уровня САС определяет лучших собак на звание «Чемпиона России», то сертификатная выставка уровня САСIВ отбирает лучших собак на звание «Интернациональный Чемпион». И в том, и в другом случае конкуренция может быть невелика, поэтому титулы собаки иногда получают несколько завышенные, чего не бывает на монопородных выставках, где всегда есть конкуренция. Опять повторюсь – все зависит от квалификации эксперта.
13. Ваши пожелания к участникам выставок.
Иванищева: Хочу пожелать всем участникам выставок успехов с их собаками, быть счастливыми и довольными, чувствовать себя вместе с собакой на празднике. Этот праздник появляется только тогда, когда вы приложили определенные усилия для его достижения.
Что же для этого нужно? Первое, в определенной мере знать стандарт той породы, собаку которой вы держите. Сравнить свою собаку со стандартом породы и определить для себя, чем она хороша и чего ей не очень хватает на момент выставки. После этого вам будут понятны многие замечания эксперта.
Следующий очень важный момент – познакомиться с элементами хэндлерства – а именно, научиться показывать прикус и комплектность зубов своей собаки (на этом Вы сохраните время для показа собаки в стойке и в движении), научиться двигаться с собакой в том темпе, в котором она наиболее выгодно показывается, подготовить шерсть собаки – почистить, причесать, подстричь или оттримминговать (то, что требуется для вашей породы), приобрести легкий небольшой ошейник и поводок и научить собаку в них показываться. Самому не волноваться, а идти на выставку с одной целью - узнать, как эксперт оценит все ваши и вашей собаки усилия по подготовке и демонстрации её в ринге.
Ни один эксперт не останется равнодушным, если вы всё это сделаете. И тогда состоится праздник, который вы будете долго вспоминать вместе с вашей собакой.