МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА ФОРУМЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ШИ-ТЦУ! WELCOME TO THE FORUM FOR SHIH TZU FANS!

ШИ-ТЦУ БЕЗ ГРАНИЦ/ SHIH TZU WITHOUT BORDERS

Объявление

ОТДАМ ФОРУМ В ДОБРЫЕ РУКИ

с предложениями обращаться по адресу:

st_forward@mail.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Знакомтесь: ЭКСПЕРТ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ирина АЗЕН, эксперт международной категории. С 1977 года, когда у неё появилась первая собака (а ей самой, кстати, тогда было всего лишь 14 лет), Ирина начала серьёзно заниматься дрессировкой своей колли, затем стала самым молодым инструктором-дрессировщиком в клубе, прошла долгий путь от стажёра на спортивных соревнованиях до эксперта международной категории.

- Ирина, расскажите, пожалуйста, как становятся экспертами?

- В ДОСААФе я «доросла» до эксперта 1-й категории. Кстати, у нас тогда не было разделения по породам, по группам. Честно говоря, группу FCI я выучила не раньше 1998 года, к своему стыду. Эта классификация приживалась у нас с большим трудом, потому что до этого всегда была совсем другая классификация: спортивные, служебные, охотничьи, декоративные. И к другому привыкнуть было очень трудно.
Республиканскую категорию я получила, когда была организована Национальная кинологическая федерация Беларуси в 1993 году. В 1996 году все клубы объединились в Белорусское кинологическое объединение. И шести белорусским экспертам было разрешено сдать на международную категорию. Я в число избранных тогда не попала. Но уже в 1999-2000 гг., когда мы стали ассоциативными членами FCI, мы получили право сами присваивать экспертам международную категорию.
По большому счёту, за 5 лет эту категорию получило не так много людей, потому что к международной категории FCI предъявляются определённые требования. Во первых, эксперт должен быть не ниже республиканской категории (т.е. высшей категории в стране), должен отсудить не меньше 10 лет, иметь 2-3 рекомендации международных экспертов и знать один из официальных иностранных языков FCI – английский, немецкий, итальянский или французский.

- Сложно ли работать экспертом?

- Работать сложно всегда, если работать на самом деле. Судить по старой системе было, конечно, проще. Когда собаки долго ходят перед тобой по кругу в ринге, ты можешь заметить какие-то недостатки, пороки, расставить ринг, после чего уже точно знаешь, что десятая собака хуже первой. Когда же эксперт начинает с описания, он должен как бы предвосхитить будущую оценку собаки. То есть, если раньше мы сравнивали собак между собой, то сейчас приходится сравнивать собак со стандартом, с передовыми тенденциями породы, которых она достигла на сегодняшнее время, с мировыми требованиями, с эталоном породы, который существует сейчас.. С одной стороны, это сложнее, с другой стороны, это, наверное, правильнее.

- Получается, что все собаки, пришедшие на ринг, становятся в таком случае чемпионами?

- Нет. Оценка «отлично» не значит, что собака становится чемпионом. Кандидатами в чемпионы становятся только первые собаки. В принципе, на современных выставках очень часто случается, что в ринг выходит, например, 5 собак, из которых 3 – выдающиеся. По судейству одного эксперта, допустим, третья может быть первой и вторая может быть первой. Но в конце концов, последнее слово остаётся за экспертом. Никто ведь не заставляет его ставить оценку «отлично», если он считает, что собака этого недостойна, никто не заставляет давать титул собаке.

Сейчас на выставках откровенно плохих собак мало. Когда собак много, и собак хороших, то начинается борьба не только по качеству экстерьера, здесь уже идёт борьба по выставочному тренингу. Этому надо учиться и собаке, и её проводнику. Есть, конечно, собаки, предел которых – оценка «очень хорошо», и какой бы умелый хендлер не был, может быть, «отлично» она когда-нибудь и получит, но титул интерчемпиона или чемпиона – вряд ли.

Есть собаки, с которыми достичь интерчемпиона невозможно, есть собаки, которые не могут всё время побеждать, потому что на смену одним чемпионам приходят другие. Но если собака имеет нормальные задатки, они будут оценены по достоинству. А для этого их нужно развить, приумножить и показать, как говорится «товар лицом». Чтобы научиться плавать, надо плавать, чтобы научиться выставлять собаку и научить её показу, надо участвовать в выставках.

Для того чтобы собака простояла в выставочной стойке 20-30 секунд, она дома должна стоять в стойке не меньше 2-3 минут. Потому что выставка для собаки – это стресс, это большое количество людей и собак. Если собака немного пугливая, она испугается, если собака, наоборот, активная, доминирующая, она будет тянуться ко всем, познакомиться или подраться. Хендлеру надо уметь это регулировать, управлять такой ситуацией.

- Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют сегодня в собаководстве?

- Беда и проблема сегодняшнего собаководства в том, что мы разучились радоваться чужим успехам. Надо понимать, что выставки – это спорт, это общение, в конце концов, какой-то клуб по интересам. Ведь на выставке тебя окружают не враги, а единомышленники. Сегодня выиграла твоя собака, завтра выиграет собака твоего коллеги. Это нужно принимать как должное и не выказывать своё недовольство даже в том случае, если эксперт, может быть, и не прав. Как эксперт я хочу сказать, что за те 2-3 минуты, которые отводятся на экспертизу одной собаки, если собаки одинаковые по уровню, то можно даже иногда и ошибиться.

Вообще демонстрация собаки в ринге – это искусство. Выставочный тренинг сложен, это даже сложнее, чем воспитание собаки. В какой-то степени это определённая дрессировка. Нужно уловить момент, когда собаку можно показать в её лучшем виде, чтобы собака тебя понимала. Если за 2 минуты на ринге собака не показалась, то какие же могут быть претензии к эксперту? Претензии могут быть только к самому себе.

В заключение хочется пожелать собачникам, чтобы они просто верили в своих питомцев, а не пытались переписывать стандарт под свою собаку.

Журнал СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ № 1 2006 г.

2

«ЧЕМПИОНОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО»

Ольга КОЖЕВНИКОВА.
Кинологией начала заниматься в 1980 году, став членом Республиканского клуба служебного собаководства ДОСААФ БССР. С 1982 г. инструктор по дрессировке РКСС ДОСААФ. С 1985 г. судья по спорту «Военизированное многоборье со служебными собаками» и эксперт по экстерьеру. Начиная с 1984 г, и на протяжении многих лет руководила вместе с И. Азен разведением длинношёрстных колли в Беларуси. Проводила экспертизу собак в Беларуси, Литве, Латвии, России, Украине, Узбекистане. Работала зоотехником в клубах собаководства Беларуси. Часто приглашалась в качестве консультанта для создания передач о породистых собаках на телевидении. В качестве международного эксперта FCI проводила экспертизу собак в Беларуси и других странах – членах FCI. Консультирует по вопросам разведения, содержания и дрессировке породистых собак.

- Когда и почему Вы решили заниматься кинологией?
- В мае 1980 года я стала членом Республиканского Клуба служебного собаководства ДОСААФ БССР. Причина в клуб была проста: я хотела собаку. В то время каждый желающий приобрести собаку был обязан пройти курсы так называемого «техминимума»: 25 часов занятий, где ему давали знания о собаках вообще и выбранной им породе. Знакомили с анатомией и физиологией собак, вопросами содержания, дрессировки и подготовки к выставкам.

- Сейчас проблема приобретения решается намного проще: в подавляющем большинстве случаев это вопрос денег, а выбор огромен.

- На самом деле огромен только выбор дешевых щенков, а вот выбор щенков высокого качества и хорошего выращивания очень ограничен. У покупателей разные представления о самом понятии «качество». Породистая собака высокого уровня стоит дорого, и найти такой вариант нелегко. Боюсь, что в Беларуси можно по пальцам пересчитать тех, кто на протяжении многих лет занимается одной и той же породой и имеет собак собственного разведения с высокими племенными и выставочными качествами. Да к тому же и деньги решают не всё – хороший заводчик не отдаст перспективного щенка даже за большие деньги. Его, как правило, интересуют результаты его работы и, соответственно, выставочная карьера питомца, да и дальнейшая деятельность собственного питомника должна строиться на постоянном обновлении поголовья.

- Сложно было стать экспертом такой высокой категории?
- Я прошла обычный путь от члена клуба: до того как мне была присвоена третья категория, долго работала секретарём в рингах. Затем вторая, первая категория, потом Республиканская. Категорию я сначала получила как судья по спорту, а уже потом стала экспертом по экстерьеру.

- Сложнее ли в наше время стать экспертом?
- Не думаю, что намного сложнее. Путь тот же, что и раньше. Другой вопрос в том, что сейчас труднее получить высокую квалификацию. Для этого надо много ездить. Необходимо иметь возможность наблюдать и сравнивать собак из разных стран (в идеальном случае – посещать выставки в странах, где собаководством занимаются серьёзно и на высоком уровне).

Бытует мнение, что нередко эксперты судят не собак, а расставляют по рангу владельцев.

- Да, я слышала выражение: «Судят не собак, а судят лица». Думаю, что эти разговоры прекратятся только тогда, когда перестанут проводиться выставки, да и то, наверное, не сразу. Всегда были и будут люди, недовольные результатами экспертизы, а потому нередко – и самим экспертом. Вообще-то искренне довольны только те, кто занял первое место. В настоящее время приглашают экспертов, которые могут отсудить максимальное количество пород, т.к. дешевле оплатить дорогу и командировочные одному «олраундеру», чем пригласить экспертов по породам. Поэтому в среде людей, которые серьёзно занимаются разведением, ценится только оценка, полученная на специализированной выставке от эксперта, который не только судит эту породу много лет, но и занимается или занимался её разведением. Может ли эксперт быть специалистом во всех породах собак? Думаю, всей жизни не хватит! Но грамотно провести экспертизу может! Опытные эксперты, изучившие стандарты и постоянно повышающие свой уровень на международных выставках в разных странах, имеют возможность видеть лучших представителей различных пород, общаться с известными и всеми признанными владельцами питомников. Между экспертами на выставках идёт постоянный обмен мнениями о породах и тенденциях в разведении, постоянно накапливается и обновляется информация. На выставках, где я сужу или выставляю своих собак, стараюсь посмотреть ринги разных пород. Если еду в другую страну на международную выставку, которая проводится в течение двух дней, то свободный от работы день посвящаю именно общению.

- По Вашему мнению, какова самая актуальная проблема белорусского собаководства на сегодняшний день?

- Развитие кинологической культуры общества. Недостаток информации для желающих купить собаку и неумение пользоваться той, что есть или легкодоступна.
Меня волнует так же полное обесценивание экстерьерной оценки как таковой, так как 98% собак на выставках получают «отлично» и САС. Судей вынуждают быть крайне лояльными, мотивируя это тем, что иначе люди не будут ходить на выставки. Дошло до того, что даже собаки с неправильным прикусом получают «Отлично» и САС. До абсурда доведено и присвоение титула чемпион Беларуси. Не может собака, не достигшая трёх лет, быть чемпионом страны – она ещё не полностью сформирована физически и психически. Если посмотреть правила европейских стран, то мы увидим, что они очень жёсткие и чемпионов в этих странах не так уж и много.

Жунал СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ № 12 2005