МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА ФОРУМЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ШИ-ТЦУ! WELCOME TO THE FORUM FOR SHIH TZU FANS!

ШИ-ТЦУ БЕЗ ГРАНИЦ/ SHIH TZU WITHOUT BORDERS

Объявление

ОТДАМ ФОРУМ В ДОБРЫЕ РУКИ

с предложениями обращаться по адресу:

st_forward@mail.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ШИ-ТЦУ БЕЗ ГРАНИЦ/ SHIH TZU WITHOUT BORDERS » Тот-топ- топает малыш/Puppy in the house » Ранняя неврологическая стимуляция и суперсобака


Ранняя неврологическая стимуляция и суперсобака

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Программа "Био-Сенсор"

На протяжении всей жизни животное использует только небольшую часть тех возможностей, на которые оно способно. Говоря другими словами, то, насколько одно животное лучше и быстрее другого поддается обучению, зависит от эффективности использования животным своих внутренних резервов.

Многие методики разведения животных были основаны на передаче по наследству их способности к обучению. Первые попытки систематизировать генетическую передачу обучаемости были сделаны Дарвином и Галтоном. Но только в последние десятилетия стало уделяться большое внимание исследованиям восприимчивости к обучению. В 1991 году Канингхэм, исследуя возможности лошадей в данной области, обнаружил, что только 35% способности животного к быстрому обучению контролируются наследственными факторами, а остальные 65% зависят от содержания, кормления, воспитания и дрессировки. Хотя свою работу Канингхэм проводил с лошадьми, достигнутые им результаты стоило бы принять во внимание всем собаководам, особенно тем, кто целиком полагается на родословные и генетику.
Исследуя этот феномен, ученые стали искать методы стимуляции животных для усиления их природных возможностей. Стало известно, что организм наиболее восприимчив к определенным методам стимуляции в период раннего развития. Поэтому все внимание ученых было направлено на первые месяцы жизни животного.

Щенки рождаются с закрытыми глазами. В этом возрасте они в состоянии только нюхать, сосать и ползать. Их пищеварительная система обладает ограниченными возможностями, что требует периодической стимуляции. Вылизывая щенков, мать стимулирует их пищеварение. Температура тела щенка регулируется близостью матери или "кучей" однопометников.

Исследователи установили, что именно в этот период щенки наиболее чувствительны к ограниченным видам стимуляции, включая тепловую и тактильную.

Другие млекопитающие также рождаются с ограниченными возможностями и также наблюдается эффект от ранней стимуляции. Так, подопытные крысы и мыши были подвергнуты ранней стимуляции. Например, ежедневное отдаление крысят от гнезда на 3 минуты в первые 5-10 дней жизни приводило к понижению температуры тела. Этой мягкой формы стресса было достаточно для стимуляции гипофиза и надпочечников. Тестируемые взрослые животные намного легче переносили стрессовые ситуации, чем их братья и сестры, не подверженные стимуляции. Было выявлено, что они были более устойчивы к различным формам рака и инфекционным заболеваниям, легче и дольше переносили голод и холод. Был замечен и вторичный эффект: половая зрелость у этих животных наступала раньше.

Ранняя стимуляция была успешно испробована на собаках и кошках. Анализ энцефалограмм головного мозга подверженных ранней стимуляции животных показал, что они развивались быстрее и гораздо успешнее проходили интеллектуальные тесты.

Эффекты ранней стимуляции были выявлены и у высокоорганизованных животных. Так, исследования с шимпанзе показали, что не подверженные стимуляции животные, став взрослыми, были менее способны адаптироваться к различным ситуациям.

Пока еще неизвестна оптимальная длительность стресса, необходимая для обеспечения в будущем физиологического и умственного превосходства. Но тем не менее ученые согласны с тем, что стресс имеет значение. Установлено, что стрессовое воздействие, необходимое для одного, может оказаться слишком сильным для другого, и что передозировка стресса может, наоборот, затормозить развитие.

Исследования показывают, что ранняя стимуляция может давать положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, передозировка стресса может привести скорее к патологическим изменениям, чем к физическому и психологическому превосходству.

Американские военные в своей кинологической программе рассматривали метод, который до сих пор является передовым в этой области. Для улучшения обучаемости собак, используемых в военных целях, была разработана программа, под названием "Био Сенсор". Позднее она стала известна общественности под названием "Суперсобака".

Основываясь на годах исследований, военные установили, что ранняя неврологическая стимуляция может давать продолжительный положительный эффект. Было подтверждено, что в определенные периоды ранней жизни щенка неврологическая стимуляция дает оптимальные результаты. Первый из таких периодов длится с третьего дня жизни до шестнадцатого.

Программа "Био Сенсор" была также связана с ранней неврологической стимуляцией для того, чтобы дать собаке явные преимущества перед нестимулированными животными. Для развития использовались 5 упражнений, которые проводились один раз каждый день. Кинолог начинал с любого щенка и стимулировал его, используя все 5 упражнений. Только выполнив всю серию упражнений от начала до конца, он мог перейти к следующему.

Упражнения чередовались следующим образом:
1. Тактильная стимуляция (между пальчиками)
2. Поддержка головы в вертикальном состоянии
3. Позиция головой вниз
4. Позиция навзничь на спине
5. Тепловая стимуляция

1. Тактильная стимуляция
Держа щенка в одной руке, кинолог мягко стимулирует (щекочет) щенка между пальчиками любой лапы используя кутип (это палочка с ватными шариками на концах). Нет необходимости определять чувствует щенок ваше воздействие или нет. Время стимуляции 3-5 секунд.
2. Поддержка головы в вертикальном состоянии
Используя обе руки, щенка держат перпендикулярно земле таким образом, чтобы голова и хвост оказались на одной вертикальной прямой. Время стимуляции 3-5 секунд.
3. Положение головой вниз
Крепко удерживать двумя руками щенка головой вниз строго по вертикали. Время стимуляции 3-5 секунд.
4. Позиция навзничь на спине
Положите щенка так, чтобы он лежал на спине на ладонях ваших рук, а его морда была направлена вертикально вверх. В таком положении щенок может спать или активно шевелиться. Время данной стимуляции - 3-5 секунд.
5. Тепловая стимуляция
Используйте влажное полотенце, предварительно поместив его в холодильник на 5 минут. На влажное полотенце положите щенка животом вниз, не сдерживая его движений. Время данной стимуляции - 3-5 секунд.

Эти пять упражнений помогут произвести неврологическую стимуляцию, которая отсутствует в данный период жизни щенка. Практика показывает, что иногда некоторые щенки сопротивляются этим упражнениям, а другие не обращают на них внимания. В любом случае следует соблюдать осторожность: не повторять данные упражнения больше чем один раз в день и не превышать рекомендованное время в каждом упражнении.

Перестимулирование неврологической системы может иметь обратный результат. Эти упражнения включают нервную систему в работу раньше, чем это обычно происходит. Те, кто играют со своими щенками и занимаются с ними, должны продолжать свои занятия и игры, потому что неврологическая стимуляция не заменяет игру, занятия и социальную адаптацию.

ВЫГОДЫ СТИМУЛЯЦИИ
У собак, прошедших программу Био-Сенсор, наблюдались следующие преимущества:
- улучшение работы сердечно-сосудистой системы;
- улучшение сердцебиения;
- улучшение работы надпочечников;
- усиление устойчивости к стрессам;
- усиление сопротивляемости к болезням.
В обучающих тестах щенки, прошедшие стимуляцию, выделялись своей активностью и находчивостью и доминировали над своими однопометниками, не прошедшими стимуляцию.

По материалам «Отечественного собаководства 2001»
источник

2

Нашла еще один вариант статьи, старую убирать не стану, обе имеют право на существование

3

В одном из телефонных разговоров с Эвой Шелиговской (п-к Staszel) я поинтересовалась о том, как идут дела в программе доготерапии. Эва сообщила мне, что повязала сестру моей Top Quality Staszel и после щенков она примет активное участие в этой программе, т.к. имеет для этого все данные. Кроме того, четыре щенка из этого помета будут переданы для дальнейшего обучения и работы в программе доготерапии. Эва подчеркнула, что все щенки из этого помета имеют очень хорошую психику поскольку с ранних дней с ними занимались упражнениями по нейростимуляции. После этих слов я сделала "стойку" и попросила Эву рассказать мне о том, что есть "нейростимуляция". Оказывается, что американские военные кинологи разработали программу BIO SENSOR с помощью которой они выращивали собак, превосходящих среднестатистических физически и психологически. Позднее эту программу стали использовать при выращивании будущих собак - полицейских, поводырей и доготерапевтов. Эва прислала мне статью, которая предлагается вашему вниманию. Надеюсь, что эта, ранее не публиковавшаяся в России, статья будет полезна многим российским заводчикам ретриверов.

РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО ИЗДАННОЕ КАК "РАННЯЯ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ"

Кармен Л. Батталья, пер. Осокиной Т.
питомник Slav Trophy

Удивительно, но ещё до недавнего времени ученые не могли объяснить различия, которые существуют между особями, когда одни имеют гораздо больше способностей чем другие. Кажется что те, кто достигает высоких результатов, обладают способностью использовать скрытые ресурсы своего организма.

Во всех программах разведения животных процесс селекции основан на положении, что все характеристики особи наследуются от предков. В попытках проанализировать генетику систематическим способом участвовали такие выдающиеся личности как Чарльз Дарвин и Френсис Галтон. Но только в последние десятилетия была получена достойная оценка наследственности на основании адекватных денных. Каннингэм (1991) в исследовании достижений скаковых лошадей использовал базу данных Timeform и, сопоставив результаты достижений группы полубратьев и полусестер, выявил их неоднородность. Его данные показывают, что скоростные качества лошадей только на 35% зависят от фактора наследственности. Иными словами, за скоростные качества лошадей были ответственны только 35% наследуемых от родителей генов, а в остальные 65% входили такие факторы внешнего влияния как выращивание, тренировки и кормление. Работа Каннингэма, которая хоть и велась в области коневодства, может послужить для других селекционеров наглядным пособием - сколько приходится на генетику и родословные.

Исследователи изучили это явление и нашли новые способы внешнего воздействия, чтобы улучшить естественные способности животных. Некоторые из обнаруженных методов имели стойкий эффект на протяжении всей жизни особи. Сегодня многие из различий между особями можно объяснить использованием ранних методов стимуляции.

ВВЕДЕНИЕ
Человек в течении многих столетий пробовал различные методы чтобы улучшить естественные способности животных. Некоторые из методов выдержали испытание временем. Проводившие исследования в этой области, справедливо полагали, что период раннего возраста является наиболее важным "окном" для стимуляции из-за ускоренного роста и развития особи. Сегодня мы знаем, что начало жизни - время, когда физическая незрелость организма наиболее восприимчива и отзывчива к ограниченному, но важному классу стимулов. Исходя из этого, большинство исследований было сосредоточенно на первых нескольких месяцах жизни животных.

Новорожденные щенки кардинально отличаются от взрослых собак. Они рождаются слепыми, их пищеварительная система имеет ограниченные возможности. В этом возрасте они в состоянии только чувствовать запах, сосать и ползать. Температура тела, в основном, поддерживается близостью с телом матери и другими однопометниками. В течении первых нескольких недель жизни щенки, как отмечают исследователи, очень чувствительны к ограниченному классу стимулов, которые включают тепловую и осязательную стимуляции, движение и перемещение.

Другие млекопитающие рождающиеся с ограничениями, например, мыши и крысы, также демонстрировали подобную чувствительность к эффекту ранней стимуляции. Исследования показали, что удаление их из гнезда на 3 минуты ежедневно в течении первых 5-10 дней жизни заставляет температуру их тела падать ниже нормальной. Это умеренная форма стимуляции достаточна, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. Будучи взрослыми, те же самые животные были более приспособлены противостоять стрессам, в отличии от их однопометников, которые не были подвергнуты ранней стимуляции.

Лабораторные крысята, подвергавшиеся стрессу в небольших количествах, вырастали в животных, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. С другой стороны, однопометники, не подвергавшиеся ранней стимуляции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) если на них длительно воздействовал стрессовый фактор. Например, крысам связывали лапки и, таким образом, лишали их способности двигаться в течении 24 часов. У крыс, не подвергавшихся ранней стимуляции, на фоне этого стресса развились язвы желудка, тогда как их "закаленные" однопометники прошли тест без ущерба для здоровья.

Особи, получившие раннюю нейростимуляцию,  раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболеваниям; могли противостоять предельному воздействию голода и охлаждения  в отличии от своих незакаленных однопометников. Другие успешные исследования в области ранней нейростимуляции были проведены на кошках и собаках. В этих исследованиях использовался электроэнцефалограф, который идеально подходил для измерения электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к изменению в работе мускулатуры, сердечного ритма и дыхания. Данные ЭЭГ показывают, что щенки и котята, получившие раннюю нейростимуляцию, лучше справляются со стрессами и быстрее решают тесты, чем их нестимулированные однопометники.

Пока эксперименты ещё не определили точную информацию об оптимальном количестве стресса, который должен сделать молодых животных превосходящими в физиологическом и психологическом плане, но все исследователи соглашаются, что стресс может иметь положительную сторону. Также известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное для одной особи, может быть слишком интенсивным для другой, и избыток стресса может повлиять на задержку в развитии. Опыты показывают, что ранняя нейростимуляция может иметь положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, избыток стресса может вызвать патологически-бедственные ситуации, а не физическое или психологическое превосходство.

МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ
Вооруженные силы США в своей кинологической программе разработали метод ранней нейростимуляции, который послужил пособием для большинства подобных программ. Программа, предназначенная для улучшения рабочих качеств собак, используемых в военных целях, была названа Bio Sensor. Позднее она стала известна широкой общественности как программа Super Dog. В годы исследований военные выяснили, что упражнения по ранней нейростимуляции могут иметь важные и длительные эффекты. Их исследования подтвердили, что есть определенные периоды времени в начале жизни щенка, когда нейростимуляция имеет оптимальные результаты. Первый период времени включает в себя окно с третьего по шестнадцатый день жизни. Этот интервал времени - период быстрого неврологического роста и развития, и поэтому особенно важен для щенка.

Программа  Bio Sensor, заинтересованная в получении собак с высокой работоспособностью, разработала метод ранней нейростимуляции щенков. Метод включает в себя пять упражнений, призванных стимулировать неврологическую систему. Каждое из упражнений проводится с щенками 1 раз в день. Тренер начинает с одного щенка и стимулирует его с помощью каждого из пяти упражнений (перечисленных ниже в порядке предпочтения), Закончив с одним он начинает заниматься следующим щенком. Ежедневное занятие с каждым щенком включает в себя следующие упражнения:

1. Держа щенка в одной руке, тренер мягко щекочет щенка между пальцами лапы (каждый раз разная лапа), используя ватную палочку. Необходимо видеть, что щенок чувствует щекотание. Время стимуляции 3-5 секунд.
http://www.slav-trophy.ru/site/img/publik/Figure1.jpg

2. Используя обе руки, щенку придают вертикальное положение, при этом голова направлена вверх. Время стимуляции 3-5 секунд.
http://www.slav-trophy.ru/site/img/publik/Figure2.jpg

3. Крепко поддерживая щенка обеими руками, перевернуть его головой вниз. Время стимуляции 3-5 секунд.
http://www.slav-trophy.ru/site/img/publik/Figure3.jpg

4. Расположите щенка так, чтобы его спинка покоилась в уголке обоих рук. Пока щенок находится в этом положении, не стесняйте его движений. Время стимуляции 3-5 секунд.
http://www.slav-trophy.ru/site/img/publik/Figure4.jpg

5. Используйте влажное полотенце, которое охлаждалось в холодильнике не менее 5 минут. Положите щенка на полотенце и не ограничивайте его движения. Время стимуляции 3-5 секунд.
http://www.slav-trophy.ru/site/img/publik/Figure5.jpg

Эти пять упражнений производят воздействия, которые не встречаются в естественных условиях раннего периода жизни щенка. Опыт показывает, что многие щенки сопротивляются этим упражнениям, другие воспринимают их более спокойно.  В любом случае, не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время, рекомендованное для каждого упражнения. Перевозбуждение неврологической системы может иметь неблагоприятные и вредные результаты.

ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Были отмечены пять положительных моментов, которые наблюдались у собак, подвергнутым стимулирующим упражнениям программы Bio Sensor:
1. Улучшенная работа сердечно-сосудистой системы.
2. Более сильный сердечный ритм.
3. Более сильные надпочечники.
4. Большая устойчивость к стрессам.
5. Высокий иммунитет.

В проводимых тестах стимулированные щенки проявляли активность и любознательность в большей мере, чем их нестимулированные однопометники. Оказываясь в лабиринте с преградами, нестимулированные щенки выглядели чрезмерно возбужденными, испуганными и совершали много ошибок. Их стимулированные однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны и практически не совершали ошибок.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В то время как любое животное растет и развивается, оно проходит через три стадии внешнего воздействия. Первую стадию называют ранней нейростимуляцией, вторую - социализацией. Эти две стадии имеют ограниченные временные рамки. Впервые об этом упомянул К. Лоренц (1935), Когда написал о важности процессов стимулирования на примере импринтинга в юном возрасте и его влиянии на дельнейшее развитие особи. Наиболее известный опыт по изучению социализации крупных животных был поставлен Келлогг и Келлогг (1933). Доктор Келлогг и его жена интересовались различием в раннем развитии детей и молодых животных. Их опыт состоял в выращивании и воспитании собственного новорожденного ребенка и новорожденного примата. Оба младенца воспитывались вместе, как будто бы они были близнецами. Это исследование было предпринято, чтобы продемонстрировать что среди млекопитающих существуют большие различия в скорости их физического и умственного развития. Некоторые рождаются относительно зрелыми и способными к передвижению, тогда как другие появляются недоразвитыми, не способными передвигаться и медленно развиваются. Например, детеныш макаки Резус развивается намного быстрее шимпанзе и других "больших обезьян". Самый медленный - человеческий младенец.

Одно из самых ранних исследований в области социализации собак была предпринято Скоттом и Фуллером (1965). В своих исследованиях они продемонстрировали наличие социализации на примере подражания поведению взрослых собак молодыми. Большинство исследователей соглашаются, что нехватка адекватной социализации приводит к недопустимому поведению, которое часто проявляется как немотивированная агрессия, чрезмерная возбудимость, трусость и сексуальная апатия.

Исследования социализации подтверждают, что критический период для человеческих младенцев находится во временных рамках от 3 недель до 12-месячного возраста. Для собак этот период короче - между четвертой и шестнадцатой неделями жизни. В течении этих критических периодов времени могут пойти не так, как надо две вещи. Во-первых, недостаточный социальный контакт, такой как материнская забота и общение с себе подобными, может привести к неадекватному социальному и психологическому развитию (у людей проявляется как необщительность и социапатия). Во-вторых, избыток материнской заботы может ограничить необходимый контакт с себе подобными и ситуациями которые имеют важное влияние на рост и развитие. У людей избыток материнской заботы порождает иждивенца, социально трудновоспитуемого и эмоционально-нестабильного индивидуума.

Отсутствие внешних социальных взаимодействий и у детей, и у щенков обычно приводит к недостаточной социальной приспособляемости. Молодняк, который долго растет в изолированной среде становится болезненным, подавленным и недостаточно гибким, чтобы формировать элементарные социальные контакты.

Владельцы, которые имеют плотный график работы, часто недостаточно внимательны к своим собакам. Запертые в четырех стенах, они редко видят других собак или незнакомцев и страдают от недостаточной стимуляции и социализации. Для многих побочный эффект одиночества выливается в деструктивное поведение в форме "грызение", рытья и неуправляемости.

Становится ясно, что небольшое количество стресса во время ранней нейростимуляции, впоследствии сопровождаемое своевременной социализацией, могут привести к полезным результатам. Однако, опасность здесь может таиться в незнании порогов недостаточной или избыточной стимуляции. Много несоциализированного надлежащим образом молодняка развивается во взрослых особей, неподготовленных для взрослой жизни и неспособных справиться с незначительным стрессом. Попытки повторной социализации в зрелом возрасте приносили очень незначительный эффект. Эти неудачи подтверждают, что периоды времени, открытые для ранней нейростимуляции и социализации даются природой только однажды.

Третью, заключительную стадию в процессе роста и развития называют стадией обогащения. В отличие от первых двух стадий, это не имеет временных рамок и охватывает очень длинный промежуток времени. Обогащение - термин, означающий положительную сумму событий, которые имеют совокупный эффект на особь. События обогащения подвергают особь широкому разнообразию интересных, новых и захватывающих событий с регулярной возможностью свободно исследовать и взаимодействовать с ними. Результаты исследований показывают, что особи, выращенные в обогащенной среде, становятся более любознательными и способными справляться с трудными задачами. Возможно, самый известный пример детской программы обогащения - образовательная телепрограмма "Улица Сезам". Результаты исследований показали, что дети, которые регулярно смотрели эту программу, обучались намного легче, чем дети, её не смотревшие. С другой стороны, большинство детей с низкими школьными баллами росли без должных контактов с ровесниками, недостатком воспитания, отсутствием книг и игрушек, но зато с обильной диетой из телевизионных мыльных опер.

Подобная аналогия может быть проведена и среди собак. Они учатся на протяжении всей жизни, потому что их нейросистема хранит информацию, которая в последствии может иметь неоценимое применение. Исследования Скотта и Фуллера полностью подтверждают что "необогащенные" щенки, при предоставлении им свободы выбора, предпочитают оставаться "в своей конуре". Они типично боялись незнакомых объектов и вообще предпочитали прятаться, а не исследовать. Эти щенки во многих отношениях были подобны обездоленным детям.

Регулярные поездки в парк, торговые центры и дрессировочные площадки служат хорошим примером действий обогащения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становится ясным, что небольшое количества стресса в начале жизни может дать очень положительные результаты. Опасность, однако, находится в незнании порогов недостаточной или чрезмерной стимуляции. Тем не менее, отсутствие адекватного количества стимуляции вообще, могут привести к отрицательным и нежелательным результатам. Основываясь на вышеупомянутом, можно справедливо заметить, что работоспособность большинства собак может быть улучшена посредством вышеописанных методов. Каждая из стадий вносит вклад совокупным способом и поддерживает последующую стадию развития.

Во избежание риска недостаточной или чрезмерной стимуляции, рекомендуется использовать методы, разработанные программой Bio Sensor (известная в последствии как программа Super Dog).

Этот метод используемый во всем мире, стал причиной споров российских кинологов и любителей. Однако, хочу заметить, что этот метод применяется для собак разводимых в организованных питомниках, а не в квартирах. Естественно, щенки родившиеся в комнате заводчика и без того получает стимуляцию разных видов. Их берут в руки (и не однократно) и совершают с ними разные манипуляции с рождения до передачи его владельцу. В статье же подразумевается разведение собак профессиональными питомниками определенного направления (полицейских, поводырей, терапевтов). В большей части это большие питомники с большим поголовьем и дозированным общением с человеком. Именно для таких собак и разработан этот метод. Хотя не вижу причин, чтобы не почерпнуть что то полезное  в этой статье. Учитывать это нужно и тем, кто организовывает свой питомник на улице. Думаю, многие знакомы с термином "питомниковая трусость", об этом можно рассуждать долго, но не в рамках этой статьи. Так почему же не использовать мировую практику? Или мы пойдем своим путем?
Осокина Татьяна

4

staell написал(а):

Оказывается, что американские военные кинологи разработали программу BIO SENSOR с помощью которой они выращивали собак, превосходящих среднестатистических физически и психологически. Позднее эту программу стали использовать при выращивании будущих собак - полицейских, поводырей и доготерапевтов. Эва прислала мне статью, которая предлагается вашему вниманию.

очень интересно, год назад, говорили на эту тему и плавно перешли к разговору о цене подготовленной собаки для  спец служб. Услышав цену, крякнула. Мдя, не ценим свои труды и способности ребят


Вы здесь » ШИ-ТЦУ БЕЗ ГРАНИЦ/ SHIH TZU WITHOUT BORDERS » Тот-топ- топает малыш/Puppy in the house » Ранняя неврологическая стимуляция и суперсобака