Судейство – это проявление знания. Ни один человек без соответствующего знания предмета не сможет провести хорошую экспертизу собак, а знание собак начинается с понимания типа. Способность обнаружить желательный тип или его отсутствие является определяющим фактором для любого эксперта. Внутри некоторых пород наличествует несколько типов, и эксперт-специалист по этим породам должен уметь распознавать и оценивать каждый из них. Равным образом эксперты должны уметь определять животных нежелательного типа и тех, у кого отсутствует породность. ТИП – это совокупность признаков, которые делают собаку похожей именно на свою породу, а не на какую другую. При поверхностном взгляде очень малая разница между вельш-терьером и лейкленд-терьером, но каждая из этих пород имеет специфические признаки, которые и отличают её от других. Все эти отдельные иногда мелкие черты формируют характерный облик породы, и все они вместе отличают одну породу от другой.

В некоторых породах тип настолько трудно уловим, что требуются годы, чтобы научиться его распознавать. Опытные эксперты часто предпочитают собаку даже с недостатками, но с прекрасным породным типом.
Довольно близким к понятию «тип» является понятие «характер породы», хотя это не совсем одно и то же. Тут речь идёт не только о породных признаках, но и о выразительности и манере вести себя, повадках.

Первостепенной задачей заводчиков и экспертов по породе является сохранение желательного породного типа и характера. Не стоит и думать о судействе, пока не научишься распознавать и оценивать то и другое.

НЕОРДИНАРНЫЕ СОБАКИ
Время от времени появляются очень спорные собаки, которые помимо своих особенно выдающихся характеристик имеют какой-либо значительный недостаток, рассматриваемый как весьма серьёзный для обычной собаки при оценке возможности её использования в разведении.
Это очень трудная ситуация, особенно для эксперта-новичка, так как она затрагивает вопросы приоритетов. Следует ли придерживаться обычных принципов в судействе, оценивая тип, субстанцию, баланс, правильное сложение, движения и темперамент, или надо предпочесть собаку, обладающую отдельными выдающимися признаками?

Цель заводчиков – не выведение стадо однотипных и стандартных особей, а получение выдающихся животных. Заводчики и эксперты никогда не должны забывать, что их собаки-чемпионы должны быть неординарного качества, а не просто соответствовать стандарту породы. При экспертизе мы выискиваем тех, что выделяются в лучшую сторону из массы соперников, а не тех, которые неотличимы друг от друга, как горошины в стручке. В заключительной расстановке собаки должны располагаться от лучшей к худшей независимо от того, какой тип породы они представляют.

СТАНДАРТ
После умения оценить тип следующее наиболее важное оружие в арсенале эксперта – это глубокое знание и понимание стандарта породы. Это больше, чем простое зазубривание стандарта. Молитвы к Богу выучивает ребёнок, но лишь до взрослого человека доходит её скрытый смысл. Требуются время и прилежание, чтобы осознать требования стандарта породы; ни эксперты, ни заводчики не перестают учиться – ещё не родился тот, кто знает всё.

Благодаря стандартам обеспечивается стабильность пород. Стандарты годами остаются неизменными, несмотря на веяния моды. Наличие стандарта – фундамента, на котором зиждется порода, - действует подобно тормозу в индивидуальных интерпретациях его значения отдельным заводчиком. Если заводчик или группа заводчиков вознамерились «улучшить» породу по какому-либо особому признаку, другие углядят в этом улучшении чрезмерность и возможную опасность и предпримут шаги для предупреждения их развития во вред породе.

Стабильность стандарта настолько важна, что он может быть изменен лишь по самым серьёзным соображениям. Просто стандартам не достаёт пояснений и комментариев; многие стандарты выиграли бы от использования более точных выражений. Но это совсем не то, что подстраивать стандарт под состояние пород в данный момент. Такое изменение – не более чем практическая возможность выдвинуться в победители тем, кто должен бы быть за бортом.

Тем не менее есть некоторое оправдание для корректировки стандартов тех пород, которые заметно развились, пройдя эволюционный путь от примитивных типов к более совершенным. Порой необходимо добавить в стандарт существенные пункты, упущенные ранее, или исправить ошибки в стандартах новых пород (часто написанных людьми не особенно сведущими в собаках) и иностранных пород (порой плохо переведённых). Но нет оправдания изменениям стандартов пород из-за веяний моды. Это особенно касается габаритов. Во многих породах легче получить собаку большую (или меньшую), чем предусмотрено стандартом, вследствие чего наблюдается тенденция изменять стандарт под эти легче получаемые параметры; через несколько лет это повторяется, и небольшие уступки в разных направлениях приводят к результату, который не соответствует изначальному назначению породы.

Стандарт нужно рассматривать как незыблемое основание – стоит изменить что-либо в нём – и всё сооружение лишится ценности. Улучшить, прояснить и расширить стандарт – одно дело, но изменить представление о типе или размере собаки можно только после максимально тщательного рассмотрения всеми заинтересованными сторонами.

Не все аспекты породы досконально изучены, и в стандартах остаются недосказанности и много того, что следует читать между строк. Многие авторы книг о породах дают подробные описания и толкования различных особенностей и проблем, касающихся рассматриваемой породы, и следует прочесть и изучить эти книги.

Стандарты описывают породы по статям, каждую черту в отдельности, но эксперты должны рассматривать собаку как единое целое. Такой подход как бы ограничивает незыблемость стандарта как основного ориентира при экспертизе. Одна из наиболее уважаемых экспертов как-то призналась, что она в жизни не прочла ни одного стандарта; её весьма глубокие знания были приобретены благодаря изучению реальных собак и беседам с заводчиками и экспертами. Но для большинства экспертов стандарт остаётся бесценным проводником, философом и другом, без помощи которых задачи были бы бесконечно сложнее, знания приобретались бы долго и их статус в качестве экспертов был бы менее прочным. Авторитет стандарта даёт возможность выверить решение в сомнительном случае.
Несмотря на несомненную полезность и ценность стандарта породы эксперт должен смотреть на каждую собаку как на единое целое; одна черта, что бы ни говорил стандарт, не должна затмевать все остальные. Ошибочно придирчивое судейство – это ловушка, в которую большинство из нас попадает в начале своего пути, а многие так их неё и не выбираются.

Экспертиза – это поиск лучшей собаки для продвижения вперёд породы в согласии с её стандартом, но даже наилучшая собака имеет свои недостатки. Заводчики работают лишь с имеющимся поголовьем, а не с идеальным; то же касается и экспертов. Если собака с особо выдающейся головой привлекает внимание заводчиков, то приходится использовать её со всеми имеющимися недостатками. Задача эксперта решить, какая же собака – лучшая, достаточно хладнокровно оценивая достоинства и недостатки её соперников. В породах, где работают достаточно компетентные эксперты, обнаружится, что лучшие собаки ( несмотря на недостатки) постоянно оказываются впереди, и, следовательно, именно они будут обеспечивать прогресс в породе и высокий стандарт, а если они особенно хороши, то и улучшать её.

Перевод Ирины ДАЙНЕКО

Под редакцией Евгения РОЗЕНБЕРГА

Журнал ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ СОБАКА № 2(20) 2007г.